Нк рф о транспортном налоге

Глава 28 НК РФ. Транспортный налог

Нк рф о транспортном налоге

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В каждом из субъектов Федерации уплата транспортного налога введена отдельным законом субъекта и, соответственно, имеет региональные особенности.

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты транспортного налога закреплены в главе 28 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые отличия в рамках общих правил.

Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки в общем случае не должны более чем в десять раз отличаться от значений, приведенных в НК РФ.

Кроме того, регион имеет право установить собственный срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (при условии, что крайний срок для перечисления суммы налога наступает не ранее того, что определен Налоговым кодексом). Срок уплаты налога для физических лиц региональные власти устанавливать не вправе, поскольку этот срок прямо закреплен в Налоговом кодексе.

 Наконец, региональные власти могут по своему усмотрению ввести льготы по транспортному налогу, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит транспортный налог

Организации и физические лица включая индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрировано транспортное средство (далее — ТС). В случае, когда ТС находится в аренде, налог платит арендодатель.

Если транспортное средство передано в лизинг, то налогоплательщиком является либо лизингодатель, либо лизингополучатель. Это  зависит от того, на чьем балансе учтено ТС. При смене собственника (продаже, дарении и т д.

) налогоплательщиком становится новый хозяин транспортного средства, а прежний владелец перестает платить налог.

На что начисляется транспортный налог

На автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Также транспортный налог начисляется на самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусники, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, буксируемые суда и иные водные и воздушные ТС.

На что не начисляется транспортный налог

В главе 28 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, освобожденных от налога. В него, в числе прочего, входят весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил.

Также под налог не подпадают оборудованные для инвалидов легковые автомобили, транспортные средства в розыске (при условии, что факт угона подтвержден соответствующим документом), промысловые морские и речные суда и некоторые другие виды ТС.

Налоговые ставки

Ставка зависит от физического показателя, характеризующего то или иное транспортное средство. Для автомобилей таким показателем является мощность двигателя в лошадиных силах, для большинства воздушных судов — паспортная статическая тяга реактивного двигателя, для ряда водных буксируемых ТС — валовая вместимость в регистровых тоннах.

Ставки установлены на единицу показателя: одну лошадиную силу, один килограмм силы тяги и одну регистровую тонну соответственно.  Например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. ставка, приведенная в Налоговом кодексе, равна 15 руб. на одну л.с*.

Напомним, что региональные власти вправе уменьшить или увеличить ставку, но не более, чем в 10 раз. Значит, закон того или иного субъекта может установить значение ставки для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в пределах от 1,5 до 150  рублей на одну л.

с.

Начиная с 2011 года субъекты РФ получили право неограниченно уменьшать ставку для автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л.с. Так, для данного вида ТС регионы могут установить ставку, которая, к примеру, в 15 или 20 раз меньше той, что указана в НК РФ.

Субъекты РФ также могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом экологического класса и количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Как рассчитать транспортный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговая база в общем случае — это значение физического показателя, характеризующего ТС: количество лошадиных сил, количество килограммов силы тяги и количество регистровых тонн.

Определять базу и начислять налог нужно по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. Приведем пример. Допустим, налогоплательщик в течение всего года владел легковым автомобилем с мощностью двигателя 81 л.с., ставка транспортного налога для таких ТС в данном регионе равна 7 руб. на одну л.с. Значит, сумма налога за этот год составит 567 руб. (7 руб. х 81 л.с.).

Если транспортное средство зарегистрировано, либо снято с учета в середине года, то сумму налога нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году.

В 2015 году и ранее дейстсвовало следующее правило: месяц регистрации и месяц снятия с учета принимались за  полные месяцы. Начиная с 2016 года алгоритм изменился. Теперь, если транспортное средство зарегистрировано 15-го числа или ранее, то месяц регистрации считается за полный месяц.

Если же транспортное средство зарегистрировано после 15-го числа, то месяц регистрации вообще не учитывается. При снятии ТС с учета действует «зеркальная» норма: если снятие произошло 15-го числа или ранее, соответствующий месяц не учитывается.

Если же снятие произошло после 15-го числа, то соответствующий месяц принимается за полный.  

Поянсим на примере. Предположим, налогоплательщик 1 марта зарегистрировал легковой автомобиль с мощностью двигателя 81 л.с., а  1 июня того же года снял машину с учета. Ставка налога равна 7 руб. на одну л.с.

Получается, что налогоплательщик владел автомобилем на протяжении трех полных месяцев (март, апрель, май). Значит, коэффициент равен 0,25 (3 мес.: 12 мес.), а сумма налога за этот год составит  141,75 руб.(0.25 х 7 руб.

х 81 л.с.).

Начиная с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска.

В частности, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно умножать на коэффициент 1,5.

Порядок определения средней стоимости автомобилей и перечни дорогостоящих автомобилей ежегодно публикуются на сайте Минпромторга России.

Заметим, что с 1 января 2015 года организации должны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей (п. п. 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ).  Прежде (до 2015 года) повышающие коэффициенты применялись только при уплате налога по итогам года.

Кто занимается расчетом транспортного налога

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму транспортного налога самостоятельно. На практике этим обычно занимается бухгалтерия.

За налогоплательщиков — физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) транспортный налог рассчитывают сотрудники налоговой инспекции.

Сведения о ТС и их владельцах налоговикам поставляют органы, которые регистрируют транспортные средства (Госавтоинспекция и Гостехнадзор).

Налоговый кодекс обязывает эти структуры в течение 10 дней сообщать о регистрации и снятии с учета транспортных средств, а также до 1 февраля давать данные о ТС и их хозяевах по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Получив информацию, налоговики вычисляют сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление транспортный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, если за весь период владения транспортным средством физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов транспортного средства.

Когда перечислять сумму налога

Налогоплательщики-организации должны перечислять транспортный налог не позднее даты, установленной законодательством региона. Согласно нормам главы 28 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Законы субъектов РФ могут ввести отчетные периоды по транспортному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В регионах, где отчетные периоды введены, организации должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая произведения налоговой базы и ставки.

Перечислять авансовые платежи нужно в установленный законом субъекта РФ срок. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не делают авансовых платежей по транспортному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Уплатить транспортный налог физические лица обязаны не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства.

Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе транспортного налога.

Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки. 

Как отчитываться по транспортному налогу

Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты дата предоставления декларации едина для всех регионов и не может варьироваться в зависимости от субъекта РФ.

Организации, на которых не зарегистрированы ТС, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по транспортному налогу.

Для налогоплательщиков -физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) отчетность по транспортному налогу не предусмотрена.

Куда сдавать отчеты

Если ТС зарегистрировано на обособленное подразделение организации, то сдавать декларацию и расчеты нужно в ИФНС, где стоит на учете данное подразделение. При этом в полях декларации и расчета, предназначенных для кода причины постановки на учет, необходимо указать КПП подразделения.

* Данное значение ставки действует c начала 2011 года (поправки внесены Федеральным законом от 27.11.10 № 307-ФЗ).

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2010/11/4007

Новый порядок исчисления и уплаты, а также представления отчетности по имущественным налогам для налогоплательщиков-организаций — Audit-it.ru

Нк рф о транспортном налоге

Зобова Е. П., редактор журнала

Журнал “Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения” № 5/2019

15 апреля 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ[1], за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Об изменениях, которые внесены в порядок исчисления и уплаты, а также представления отчетности по имущественным налогам для налогоплательщиков-организаций, и поговорим.

Транспортный налог

В главу 28 НК РФ внесены следующие новшества.

Объект налогообложения

С 2020 года весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с. будут являться объектом обложения транспортным налогом (пп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ признается утратившим силу).

Кроме того, внесены изменения в пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ. В действующей редакции данная норма устанавливает, что не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Теперь уточнено, что не будут облагаться транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Налоговые льготы

Теперь не только налогоплательщики – физические лица, но и организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, должны представлять в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы; кроме того, они вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ). Данный порядок действует с 2020 года.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, которые внесены в ст. 363 НК РФ.

Во-первых, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций, как и сегодня, устанавливаются законами субъектов РФ.

При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. По факту ничего не изменится, срок останется прежним, но в действующей редакции идет ссылка на п. 3 ст. 363.

1 НК РФ, которая с 2021 года будет признана утратившей силу.

Во-вторых, вводится новый порядок исчисления и уплаты транспортного налога (ст. 363 НК РФ дополнена п. 4 – 7).

Сообщение об исчисленной сумме налога. Налоговые органы будут передавать (направлять) налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в следующие сроки:

  • в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;

  • не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;

  • не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.

Эти сообщения будут составляться на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.

В сообщении должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

Способ направления сообщения

Приоритетным способом направления сообщения налогоплательщику-организации является электронный вариант по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика.

Если этот способ не работает, то сообщение будет направлено по почте заказным письмом или может быть передано руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

Соответственно, в случае направления сообщения по почте заказным письмом такое сообщение будет считаться полученным по истечении шести дней с даты его направления.

Порядок разрешения разногласий

В случае возникновения разногласий при получении указанного сообщения налогоплательщик-организация вправе в течение десяти дней со дня его получения (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Представленные пояснения и документы налоговики будут изучать в течение одного месяца со дня их получения. Данный срок может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, но не более чем на один месяц (с уведомлением об этом налогоплательщика).

О результатах рассмотрения представленных пояснений и документов налоговый орган проинформирует налогоплательщика в течение одного месяца, а в случае, если по результатам рассмотрения сумма налога, указанная в сообщении, изменилась, налоговый орган передаст налогоплательщику уточненное сообщение в течение десяти дней после его составления.

Если по результатам рассмотрения пояснений и документов, представленных налогоплательщиком, будет выявлена недоимка, а также если недоимка будет выявлена в случае отсутствия необходимых пояснений, налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ.

Налоговая декларация.

С 2021 года ст. 363.1 НК РФ утратит силу. Соответственно, никакой отчетности по транспортному налогу представлять будет не нужно.

Земельный налог

Изменения, внесенные в гл. 31 НК РФ, аналогичны новшествам, регулирующим порядок исчисления и уплаты транспортного налога. Новый порядок вступает в силу также с 1 января 2021 года.

Соответственно, направление налоговыми органами сообщений налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им земельных участков, представления пояснений и документов, их рассмотрения и направления уточненных сообщений, а также требований об уплате земельного налога в случае выявления недоимки будет осуществляться в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным п. 4 – 7 ст. 363 НК РФ (ст. 397 НК РФ дополнена п. 5). Об этом сказано выше.

С 2021 года ст. 398 НК РФ утратит силу. Соответственно, декларацию по земельному налогу налогоплательщикам-организациям представлять в налоговый орган также будет не нужно.

Декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы не представляются за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

Срок уплаты земельного налога не изменится – не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответствующие изменения сделаны в п. 1 ст. 397 НК РФ.

Налог на имущество юридических лиц в 2019 году

В главу 30 НК РФ внесены следующие изменения, связанные с налогом на имущество юридических лиц в 2019 году.

Во-первых, с 2020 года налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций представлять не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ будет признан утратившим силу).

Во-вторых, также с 2020 года ст. 386 НК РФ будет дополнена п. 1.1, который регулирует порядок представления декларации (отчета по налогу на имущество) при наличии нескольких объектов недвижимости.

Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию (отчет по налогу на имущество)  в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Уведомление нужно представлять ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется данный порядок, изменить который в течение налогового периода нельзя. Форма уведомления будет утверждена ФНС.

До утверждения названной формы налогоплательщик вправе уведомить налоговый орган по субъекту РФ о порядке представления налоговой декларации (отчета по налогу на имущество) в соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ в произвольной форме с указанием налогового периода, за который будет применяться соответствующий порядок представления налоговой декларации.

Приведенные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

* * *

Реализована одна из мер упрощения администрирования имущественных налогов: отменены декларации по транспортному и земельному налогам.

Их уже не нужно будет представлять в налоговые органы за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

Таким образом, 2019 год станет последним налоговым периодом, за который представляются декларации по транспортному и земельному налогам. Заметим, что изначально планировалось их отменить с 2019 года.

Кроме этого, с 2020 года расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (расчет налога на имущество организаций) представлять не нужно, что также сократит налоговую отчетность по налогу на имущество. К снижению административной нагрузки приведет и установление права налогоплательщика на представление единой отчетности по налогу на имущество организаций в один налоговый орган по выбору налогоплательщика. 

[1] «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/reporting/a3/987862.html

На пенсию
Добавить комментарий